P5150284
РЕЧЬ ЛЮДМИЛЫ ПАВЛОВНЫ РЯБЕНКО НА ПРЕЗЕНТАЦИИ “ПОЭМЫ ОБ АНДРЕЕ ПЛАТОНОВЕ“
16 сентября 2011 года в Каунасском центре культур разных народов (Св. Гертрудос, 58) состоялась презентация книги Эляны Суодене “Поэма об Андрее Платонове“. Много высоких гостей было в зале, много друзей Эляны – любителей поэзии. В зале царила атмосфера единства и духовного родства, которая всегда сопутствует встречам с явлениями подлинными и высокими. Приводим Вам, дорогой читатель, выступление Людмилы Павловны, блистательно исполнившей роль аналитика творчества как Андрея Платонова, так и поэтического произведения об Андрее Платонове Эляны Суодене. Являясь близким другом Эляны Суодене в течение многих лет, Людмила Павловна Рябенко наблюдала сам процесс написания поэмы.В свете вышеизложенного, дорогой читатель, считаем бесценным даром интернет журналу “Эхо поэзии“ возможность привести речь Людмилы Павловны Рябенко полностью. Это, на наш взгляд, неизбежно введёт Вас в ту атмосферу праздника духа, которую, по свидетельству многих присутствовавших в зале, хочется долго-долго хранить в сердце.
ЛЮДМИЛА ПАВЛОВНА РЯБЕНКО
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПРЕЗЕНТАЦИИ КНИГИ ЭЛЯНЫ СУОДЕНЕ “ПОЭМА ОБ АНДРЕЕ ПЛАТОНОВЕ” 16 СЕНТЯБРЯ 2011 ГОДА
Прежде всего – приветствие собравшимся в связи с традицией сентябрьских встреч-презентаций, подытоживающих вехи поэтического пути Эляны Суодене. Это ощущение живой почвы и связи поэта со своими читателями ценно и плодотворно.
Итак, перед нами девятый по счёту сборник Эляны “Поэма об Андрее Платонове“.
Почему Платонов? Повод внешний – шестидесятилетие со дня смерти; юбилейный
год ознаменовался выходом восьмитомника – собрания сочинений Андрея Платонова, презентация которого состоялась совсем недавно в Москве..
Таким образом возрастает общая потребность в писателе, совпавшая с обращением к этому имени самой Эляны. Каковы её побудительные внутренние мотивы?.
Сложнейший писатель с трагической судьбой, не изменивший ни идеалу, ни вере.
Идеалистка Эляна, пришедшая от любовной монотемы ранней лирики к лирике философского, интеллектуального звучания. Идеализм – философ Платон – философ Лев Платонович Карсавин (седьмой сборник – поэма о Карсавине) – поэт, писатель и философ Андрей Платонов. Этот ряд настолько органичен, что даёт мощный импульс к адекватному прочтению уже признанного, но не познанного сегодня Платонова. К его изучению не подступаются ещё. В литературоведческих интерпретациях или стереотипы, или разночтения в зависимомсти от идеологических пристрастий – то, что так блистательно-иронично раскрыл Платонов применительно к действительности своего времени, но от чего не избавилось и наше время. Что же до школьных учебников, то там приведены лишь фрагменты произведений, хорошо, если с наводящими вопросами. Комментариев нет. Надежда на учителя. А где он их (аргументы) почерпнёт?
Если позволит мыслительный и эмоциональный аппарат – только в самом Платонове. На мой взгляд, поэма Эляны – лучшее пособие в этом: и у Платонова,
и в поэме “взаимоисключений сплав, подъятый сердцем поэта“ ( цитата из поэмы).
В своё время Горький охарактеризовал Есенина как “орган, созданный исключительно для песен“. Вдумываясь в своеобразие Музы Эляны можно и её назвать органом, созданным не только природой, но и культурой – девятнадцатого и двадцатого веков – исключительно для песен и любви. Перед нами особый тип поэзии, где в цельном художественном мире воссоздаются разорванные в действительности природная, социальная, культурная сферы. В этом, наверно, и состоит задача цивилизованного человека в XXI веке – освоив завоевания прошлого, на их основе двигаться вперёд. Это сложнейший путь, и он открыт только для людей творческого интеллекта. Поэтому сборник Эляны по первому взгляду и может оцениваться как один из начальных драгоценных опытов постижения тайны и загадки творчества Платонова. С первых же слов поэмы мы захвачены влюблённостью автора в свой объект. Мы видим, что поэтесса сразу входит в созвучный и родственный ей мир творчества Платонова, свободно и точно его прочитывает и воспроизводит, не ставя себя в зависимость ни от каких интерпретаций, наоборот, обыгрывая их. Следуя проблематике неповторимых художественных созданий Платонова, отмечая его удивительный язык, Эляна соотносит их и с днём сегодняшним, и с вечными незыблемыми ценностями искусства.
Сегодня у нас презентация сборника, и можно лишь схематично назвать ( и то далеко не весь!) комплекс проблем, раскрытых Платоновым и акцентируемых Эляной лишь применительно к отдельным, отобранным ею произведениям Платонова. Обратившись к оглавлению, видим, что взяты ключевые, можно сказать, эпохальные, творения Платонова “Бессмертие“,“Впрок“,“Котлован“, но сама содержательная ткань поэмы содержит множество мотивов и вариантов, сквозных тем социального и психологического характера. Назову лишь некоторые.
Тема народа и его трагической судьбы – как тема оживления и омертвления жизни и человеческой души – Эляной интерпретируется как пророческая и подтверждённая эпохой катаклизмов начала двадцать первого века.
Неслучаен и интересен сквозной мотив поезда в поэме и женщины в этом поезде,
летящем в двадцать первый век. От её имени ведётся ответ Платонову и обращение к нам, современникам и потомкам. Тема поезда ассоциативно воскрешает имена Толстого, Пастернака ( “Доктор Живаго“), Тарковского – и подчёркивает значимость её для Платонова – техника, машиниста, мечтателя о будущем рае, созидаемом в России. Наивысшая точка развития этой темы – сегодняшнее осознание того, что поезда ходили не туда, не в том направлении… А сегодняшний
поезд? Поезд современности? Взять хотя бы стихотворение „Как не удивляться прозорливости!„ (с.31)…
Сложность и интеллектуальная насыщенность содержания воспринимаются так понятно и легко благодаря удивительному композиционному приёму, найденному ещё в поэме о Карсавине. Это поток любовных эмоций, биографически достоверных в поэме о Карсавине — образ Элените. Но здесь он обретает иные очертания. Автор создаёт образ Возлюбленного, близкий по духу и строю личности Андрея Платонова и тому ряду великих имён, что так значителен и широк в поэме.
Но он впечатляет только в авторском звучании:”Это – та высота интенсива“ (с.81).
Что же касается взаимосвязи и переклички проблематики платоновских сочинений
и современных актуалий, то здесь особо следует подчеркнуть затрагиваемые Платоновым религиозно-христианские темы ( иногда в ироничном освещении) и выделяемые Эляной эти же мотивы как жгуче-современные, особая роль которых понятна, имея в виду последние её сборники “Исцеление во Христе“ и “Христианский календарь“. Безусловно, это объясняется и фундаментальной христианской идеей всеобщей любви как основы жизни, и целомудренной эротикой личной любви в поэме. Важно то, что образ Возлюбленного предстаёт как оптимистичное жизнеутверждающее начало, которое даёт новый тон и новое освещение всем узловым проблемам поэмы.
You have noted very interesting details! ps decent website.Raise range