Лев Платонович КАРСАВИН
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
ПАМЯТНИКИ РЕЛИГИОЗНО – ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
ЛЕВ ПЛАТОНОВИЧ
КАРСАВИН
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
АО КОМПЛЕКТ С-ПЕТЕРБУРГ 1993
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Основные предпосылки и понятия философии истории. ……… 15—80
- Философия, теория и метафизика истории (15—16). Связь двух первых (15—16). Историческое бытие и знание (17 ср. С§ t5, 23, 32).
- Развитие и изменение (17—18). Обусловленность изменения разъединенностью его элементов. Связь его с пространственностью и понятиями системы, причинной связи и силы (18—20). Непрерывность развития. Его имманентный ему субъект (20). Развитие и разъединенность (21 ср. стр.69 ел.).
- Связь понятий изменения и причинности в теории истории (21—22). Причинное объяснение в историографии как тавтология и мнимое объяснение (23—24). Конкретный пример — причинное объяснение крестьянских войн в эпоху Реформации. Их религиозная сторона как причина и непрерывный процесс (24—26). Монизм объяснения. Социальная идеология как вторая причина крестьянских войн (26— 28). Мнимая проблема взаимодействия двух причин (28). Историки-материалисты и идеалисты (28—29). Причинность и «Внешняя сторона» исторического процесса. Ее показательность (29—30). Географические «факторы». Материальное (природное) и социальнопсихическое (историческое). Их взаимоотношение (30—32). Бесчисленность причин, невозможность и несущественность причинного объяснения в истории (32—34).
- Термин «развитие» (34).
- Связь истории с наукой о душе (ср. §§ 18, 19, и 14) и душевное развитие как пример развития вообще (34—35). Единство души во множественности ее «качествовании». Душа как имманентный процессу душевного развития субъект его. Самосознание (35—39). Душа как всеединство своих качествовании и их различность (39—40). Недостаточность эмпирического бытия души. «Несовместимость» некоторых ее «моментов» (качествовании). Единство в душе и ее моментах бытия и небытия (40—42). Степени различенности и противостояния моментов. «Мое», «данное», «иное». Душа (субъект) как момент высшего субъекта (42—43).
- Всевременность души. Различия прошлого, настоящего и будущего во временности и всевременности (43—48). Всеединая душа как совершенная и как недостаточная (48—49 ср. стр. 39—40).
- Момент всеединого субъекта как специфическая его актуализация (50). Иерархия моментов; их различность, становление и погибание, бытие и небытие (ср. стр. 40, 42 и § 22). Окказионализм и предустановленная гармония (51—53).
- Завершенность и совершенство. Бесповоротная недостаточность. Совершенство как идеал и несовершенство как стяженность. Реальность идеала. Обоснованность ее абсолютною Благостью. Основные понятия теории всеединства (53—55).
- Развитие в связи с завершенностью и усовершенствованностью. Опасности разъединяющего истолкования (55—56 ср. стр. 18—20 и § 3). «Данность» как основа достоверности знания. Неизбежная стяженность знания о стяженном развитии (ср. стр. 18). Знание как знание момента (56—57). Проблема знания в теории всеединства. Знание как умаление самосознания, как «общее» качествование, как «символическое» (ср. стр. 65—67) и отвлеченное (57—61).
- Относительность и абсолютная ценность знания (61—62). Цель и смысл развития (62—63). Равноценность и разноценность моментов. Богочеловеческое как критерий для их оценки (63—65). Особенности познания развития. «Символичность» и «диалектика» (65— 67).
- Взаимодействие субъектов. Непосредственная данность в знании чужого развития (67—68 ср. стр. 42—43, 56). Высший многоединый субъект и взаимодействие низших как его актуализация в них (ср. § 35, стр. 192 ел.). Взаимодействие и изменения (68—70 ср. стр. 21).
- Проблема личности. Моменты-качествования и моменты-индивидуальности. Недостаточность для различения их «субъективного» критерия. Болезни личности (70—73). Различение между индивидуальностью и качествованием на основе отношения их и высшей индивидуальности. «Общность» качествования (ср. стр. 59—61) и безусловное многообразие личности (ср. §§ 19, 25). Принцип личности и Абсолютное (73—76).
- Абсолютное Бытие. Абсолютная Благость и космос. Теофания (76— 77). Богочеловечение. Истинная абсолютность. Свобода космоса и его бесповоротное несовершенство. Его усовершенность и Боговоплощение (77—78). Связь этих положений с теорией всеединства (78—80 ср. §§ 8, 28, 29, 37).
You have noted very interesting details! ps nice
internet site.Blog money