Комментарии

  • Need cheap hosting? Try webhosting1st, just $10 fo...
  • Need cheap hosting? Try webhosting1st, just $10 fo...
  • Need cheap hosting? Try webhosting1st, just $10 fo...
  • Need cheap hosting? Try webhosting1st, just $10 fo...
  • Need cheap hosting? Try webhosting1st, just $10 fo...


Designed by:
Joomla Experts!

ЛИЧНОСТЬ И ВРЕМЯ
Людмила Рябенко - НАСТОЯЩЕЕ ПРОШЛОЕ
В конце ноября 2011 г. в Вильнюсе, Клубом русской интеллигенции, возглавляемом А.Б. Тунгусовой, была организована встреча с Татьяной Борисовной  Петуховой-Пранинскене. Она является потомком дворян Корецких,владевших имением Михново ( в 30 км от Вильнюса) и создавших там в 1921 г. религиозно-православную общину, 90-летию которой и была посвящена эта встреча. Уникальность возникновения и сама жизнеспособность этой общины состоят в том, что под влиянием великого подвижника о. Понтия Рупышева  как сами дворяне Корецкие, так и окружавшие их крестьяне пошли по пути христианизации и через почти век сумели пронести свои идеалы и доказать, что братство и равенство людей на земле достижимо.

История создания общины уводит ко времени крепостного права, в 1840-ой год, когда у бывшего офицера наполеоновской армии Людвига Пенабеля прапрадедушка Татьяны Борисовны, потомственный дворянин и статский советник при Виленском генерал-губернаторе Иосиф Корецкий купил имение Мереч-Михновский с 300 га земли, с жилыми и хозпостройками на них. В 1866 г. имение перешло во владение его старшего сына Николая Иосифовича, отца 3-х сестер Корецких, одна из дочерей которого, Александра, вышла замуж за известного в Вильнюсе архитектора Николая Чагина (1823-1909), строителя и восстановителя храмов православной Вильны. В его честь по ул. Басанавичяус открыт ресторан. Дачу Чагина, находившуюся недалеко от Михнова, купил  дедушка Татьяны Борисовны Вячеслав Платонович Шафалович  и перенес в Крошу, на территорию Михнова, где и проживал с семьей и членами общины. Семью тогда составляли теща Анастасия Дементьевна, жена Мария Николаевна, ее сестры Варвара и Анастасия, ведшие, несмотря на петербургский Смольный институт благородных девиц, достаточно демократический образ жизни.

Тон всему задавали Анастасия Дементьевна и Вячеслав Платонович. Интересна его биография. После Кадетского корпуса он закончил артиллерийское училище в Петербурге,  затем служил в Двинске и Вильне. С будущей женой Марией Николаевной (бабушкой Татьяны Борисовны) он познакомился в имении Павлово, близ Михнова, на балу у баронессы Дельвиг. В 1911 г. состоялось бракосочетание, а в 1913 г. у супругов родилась дочь Ирина, мама Татьяны Борисовны. С началом Первой мировой войны дедушка оказался на фронте, а по окончании ее занялся сельским хозяйством, превратившись таким образом из кадрового офицера в земледельца. Много времени и сил уделял штудированию различных пособий по сельскому хозяйству, в том числе и пчеловодству. Его усердные труды не пропали даром: внучка Татьяна Борисовна впоследствии стала фармацевтом и профессиональным пчеловодом.

В 1915 году, после посещения Оптиной пустыни  прабабушкой Анастасией Дементьевной по ее инициативе и  на ее средства в Михново была построена домовая церковь во имя иконы Божией матери «Всех скорбящих радость». В 1921 г. в ней начал проводить богослужения приглашенный ею протоиерей отец Понтий Рупышев, появление которого в корне изменило всю жизнь михновцев. Своим проникновенным словом, страстной проповедью, личным примером он вдохновил семейство Корецких к принятию иного, высшего смысла жизни. Они отказались от балов и светских развлечений, начали трудиться наравне с другими, во всем руководствуясь христианской моралью с ее главным принципом любви к ближнему. Свое имение Корецкие отдали для создания православно-религиозной общины. Наемных работавших у них людей сделали своими единомышленниками, называя их братьями и сестрами. Все без исключения одинаково работали в поле и по хозяйству, просто одевались, скромно и умеренно питались, следуя наставлениям отца Понтия. Несмотря на преклонный возраст, сам дедушка Шафалович разделял образ жизни всей семьи, стремясь помогать людям в трудных обстоятельствах и в буднях. Окрестные же соседи-помещики, как и некогда в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», только удивлялись «чудачествам»  Корецких, наблюдая за всем со стороны.

Для подготовки подрастающей Ирины и других детей общины в Виленскую гимназию Л.И. Поспеловой (Пушкинскую) из Петербурга пригласили в Михново родную сестру отца Понтия Екатерину Петровну Царик. Ее дочь, Александра Максимовна, а позже Ира и Костя Авдей, будущий многолетний протоиерей михновской церкви, также окончили эту гимназию.

В 1933 году после окончания Виленского университета (тогда им. Стефана Батория) в Тургяляй, что в километре от Михнова, приехал молодой врач Борис Александрович Петухов. Романтическая любовь к Ирине и – пополнение семьи Корецких – Шафалович замечательным человеком, подлинным целителем физических и душевных ран людей.

Волею судеб такие семьи притягивают к себе людей, которые приумножают и укрепляют истинно человеческие, христианские начала жизни. Они непоколебимы, и даже жесточайший 20 век, в своей неистовости поляризовавший всех и вся, все-таки не сумел подчинить своему диктату устои михновской жизни. Наоборот, смиренное, но стоическое следование однажды принятым нормам и идеалам, помощь страдающим и униженным вновь и вновь призывают их давать беженцам приют, организовывать их быт и труд, ведут их в лагеря для военнопленных, в гетто, туда, где отчаявшиеся люди уже ниоткуда не ждут помощи…

…1950-ый год. Из сталинской трехлетней ссылки возвращается в Вильнюс моя мама, безвинно, как и подавляющее большинство людей, попавшая туда по доносу родственников и тайных стукачей-соседей. Но в столице жить запрещено репрессированным по 58 политической статье, и мама лишается права даже видеть свою маленькую дочь. По совету добрых людей она отправляется в Михново, и здесь, только благодаря поддержке доктора Петухова  получает возможность хоть какого-то существования: устраивается санитаркой в больницу. А от душевной боли помогает излечиться доброта и всяческая поддержка михновцев, посещение местной церкви, где жив дух молитвенника и заступника отца Понтия, где продолжает его дела отец Константин Авдей. Но в Михново она получает лишь временное утешение, по-прежнему ей невозможно видеть дочь, потому что на дорогу нет денег, а когда мама идет пешком от Тургяляй до Вильнюса (30 км) и, измученная, приходит ночью домой, на нее тут же доносит милиции соседка, уже разделившая нашу квартиру и завладевшая большей ее частью. По требованию милиции в 24 часа покинуть город мама отправляется обратно и таким же образом – пешком. И не столько лагерная, сколько послелагерная жизнь «на свободе» привели к полной потере здоровья. Больше – к твердому решению уйти из жизни. Написав дочери прощальное письмо, она уже почти осуществила свой замысел,- но не судьба – в последнюю минуту ее спасли хозяева, почуявшие недоброе из-за отсутствия мамы на воскресной службе в церкви. Это был февраль 1953-го… И в дальнейшем преимущественно добротой и заботами членов михновской общины мама возродилась духовно, а внутренний религиозный опыт позволил ей уже после возвращения из ссылки много сил и энергии отдать сохранению и обустройству Знаменской церкви в Вильнюсе. На протяжении нескольких десятков лет она состояла членом церковной двадцатки (наиболее активных прихожан), трудилась за свечным ящиком, вела судебные дела по освобождению принадлежавших церкви домов, была избрана старостой церкви и с редкой самоотверженностью исполняла свои обязанности вплоть до прихода нового нынешнего настоятеля отца Петра Мюллера. Да и в его служение тоже, пока возраст и пошатнувшееся здоровье не воспрепятствовали этому. Параллельно этой главной колее своей жизни мама трудилась на заводе счетных машин, была там уважаемым человеком. Но если говорить о смысле жизни, то он ею был вдохновлен и глубоко понят именно в михновской обители (не монашеской, по характеристике церковноначалия). Из моих детских впечатлений я запомнила рассказы мамы о том, как трудились, как помогали друг другу и какими высоконравственными людьми были обитатели Михнова! И никогда не изгладятся из моей памяти и дни пребывания в Михнове, особенно отведанные там молочные продукты местного  производства, каких больше нигде и никогда я не едала и особенно благожелательная  атмосфера этих мест… Но главное, что бросалось в глаза,- это какие-то иные, невиданные отношения между людьми! Неудивительно, что именно в Михнове получил закалку характер мамы: толерантность, внимание к людям и стойкость, неуклонность в следовании принципам тогда, когда, казалось бы, немыслимо противостоять гнету обстоятельств. Верность и вера (а имя мамы Вера) спасли ее, и главная заслуга в этом таких  людей, как доктор Петухов и его семья, Аделаида Понтиевна (дочь отца Понтия), отец Константин Авдей и многие другие.
Исегодня, встретившись с Т.Б. Петуховой – Пранинскене, я ощущаю в ней преемственную связь времен и ценностей: доброжелательность, благородство, трудолюбие и честность, внешний и внутренний облик…

Церковь в Михново

Церковь в Михново

Понтиевская часовня

Понтиевская часовня

 


Борис Александрович Петухов

 

Борис Александрович Петухов

 

Отец Понтий Рупышев  с Марией Николаевной -бабушкой (слева) и Ириной Александровной  -  мамой Татьяны Борисовны 

Отец Понтий Рупышев  с Марией Николаевной -бабушкой (слева) и Ириной Александровной  -  мамой Татьяны Борисовны

Отец Константин Авдей с прихожанами

Отец Константин Авдей с прихожанами

Татьяна Борисовна Петухова - Пранинскене - потомок владельцев Михнова - на фоне родового гнезда.

Татьяна Борисовна Петухова - Пранинскене - потомок владельцев Михнова - на фоне родового гнезда.

…О жизни православно-религиозной общины в Михново создано несколько книг, из которых хочу выделить написанную Варварой Николаевной Корецкой об отце Понтии («Не оставлю вас сиротами». М., 1999.) Да, действительно, не окажется духовным сиротой человек, постигающий великий, но тернистый путь любви и истину христианского назначения на земле из таких, например, дневниковых строк великого подвижника: « Как в духовной жизни внешнее в сем мире противоречит как бы внутреннему, видимое – невидимому! Например, любовь всегда побеждает, но она же и распинается, и чем совершеннее ее распятие, тем совершеннее ее победа. Не странно ли – победа любви скрывается как бы в видимом ее поражении. Плоды же ее люди мира сего стараются уничтожить. И чем сильнее ее видимое поражение, тем сильнее ее внутреннее действие, тем обильнее становятся плоды ее. Разум всегда творит, но он же и осуждается, и чем совершеннее его творение, тем сильнее его осуждение. Не странно ли – свет разума особенно светит при нападении на него. Плоды же его люди мира сего стараются извратить. И чем более старания они в этом обнаруживают, тем ярче светит он, тем могущественнее его действие» (40-ая стр.).

В наши дни, когда религия и вера  широко внедрены в жизнь, когда повсеместны и постоянны призывы о любви к ближнему и друг другу, весьма поучительно и полезно вдуматься в драматический смысл этих строк, указывающих нам на то, как ответственно и рискованно вступать на этот путь и одновременно со всей неотвратимостью осознавать, что он единственный и спасительный.

Люд-мила.

 

Add comment